20_selena

Categories:

Буддизм и наука — в чем их точки соприкосновения.

Отношение буддизма к науке.

Противостояние религии и науки старо, как мир. 

Мировой истории известны случаи, когда оно доводило до печальных событий вроде жестокого угнетения ученых или насильственного подавления религиозных течений.

И хотя сейчас вера с наукой относительно мирно сосуществуют друг с другом, на многие вещи они смотрят по-разному. 

Наверное, самое главное «яблоко раздора» в этом вопросе – происхождение мира. 

Религии говорят о божественном начале, в то время как наука предлагает множество гипотез, начиная с Теории Большого Взрыва о возникновении Вселенной и заканчивая дарвинской теорией «О происхождении людей».

Буддизм в этом отношении занял срединную позицию. 

Все дело в том, что это и не религия вовсе. 

Правильнее будет назвать его учением или философией, что само по себе указывает на близкое отношение к науке.

Пожалуй, буддизм ближе всех других вероисповеданий к науке. 

Его основоположник – Будда Шакьямуни – не считается всемогущим Богом, это такой же человек, как все, однако сумевший достичь Истины и потому ставший великим Учителем. 

Буддийское учение отрицает создание мира Богом.

Несмотря на то, что в некоторых направлениях буддистской мысли встречаются многочисленные обряды, ритуалы, молитвы, основные практики так же, как и в науке, сводятся в главному – изучению Природы Ума. 

Это также подтверждает, что буддизм во многом поддерживает научные методы. 

Особенно это проявляется в буддийских суждениях о разуме, материи, сознании.

В буддизме прослеживается большой авторитет священных писаний, и последователи учения стараются принимать на веру высказывания выдающихся учителей, будд, бодхисаттв и конечно же самого Будды Шакьямуни. 

Это похоже на аксиомы в математике, которые не требуют доказательств.

Но при этом в одной из сутр, известной как «Калама сутра», Учитель Шакьямуни говорит о том, что знания нужно получать в первую очередь эмпирически, то есть полагаясь на собственный опыт, а не на слова тех или иных учителей.

Далай-ламу — главу всех буддистов мира, - можно назвать человеком науки: он неоднократно читал лекции в известных университетах мира. 

В своей книге «Вселенная в одном атоме», он говорит, что в случае научных доказательств неправильности буддийских теорий представителям буддизма следует отказаться от них и признать правоту ученых.

Буддийские и научные параллели.

Согласно учению буддистов, причина страданий в этом мире – Неведение. 

Чтобы достичь пробуждения, нужно получить особые знания, которые отражают истинную природу внешнего и внутреннего мира. 

И хотя методы получения знаний в буддизме и науке зачастую разнятся, они имеют множество точек соприкосновения.

В первую очередь можно провести параллели между буддизмом и направлениями философии. 

К ним относятся:

Метафизика – раздел о реальной природе мира и бытия;

Онтология – изучает принципы бытия;

Гносеология – уделяет внимание познанию;

Аксиология – раздел философии о ценностях;

Логика – изучает законы, методы интеллектуального познания.

Связь духовного и научного начал особенно прослеживается в буддийских монастырях, которые выступают полноценным учебным заведением, где сотни монахов получают фундаментальное образование. 

Здесь они изучают философию, медицину, антропологию, участвуют в логических диспутах между собой.

Что касается точных наук, то здесь буддийское учение находит поддержку в трех направлениях:

Астрофизика, которая отвечает на вопросы появления Вселенной;

Элементарная физика, изучающая предметы на атомном и материальном уровне;

Нейрофизиология, которая исследует, как работает мозг человека.

С физической точки зрения все представляется в виде материи или энергии. 

Их никто не может создать или уничтожить, они только преобразовываются. 

Это наталкивает на мысль, которую диктуют и физика, и буддийское учение: 

Бога, сотворившего Вселенную, не может существовать. 

А также это подтверждает, что перевоплощение – это не умирание одного существа и новое рождение другого, а преобразование.

Утверждение буддистов, что все вокруг – Пустота, поддерживают и физики. 

Они доказали, что 99,999999999999% атома занимает Пустота.

В буддизме мир условно делится на материальную и нематериальную составляющие. 

Таким же образом все вокруг видят и физики: материя имеет форму частиц, а нематерия – это энергия, которая выглядит как волны.

Физические опыты показали, что форма субъективна и меняется в зависимости от наблюдателя – именно от него зависит, будет исследуемый предмет, явление материей или энергией. 

То же самое утверждает буддизм: любая ситуация зависит от восприятия ее наблюдателем.

При этом предметы в физике взаимосвязаны. 

Пребывая в единстве, все частицы и волны влияют друг на друга, преобразование одного ведет к преобразованию другого. 

Отсюда вытекает такое количество физико-математических законов, теорий.

Вам это что-то напоминает?.. 

Верно, об этом также говорит в первую очередь Закон Кармы – все явления взаимосвязаны, любой поступок имеет причины и влечет за собой кармические последствия.

Еще одна точка соприкосновения буддизма и науки относится к разряду нейрофизиологии, которая исследует особенности работы мозга. 

Для нее ум – это работа нервной системы, которая выливается во взаимодействие многочисленных импульсов. 

Они являются основополагающими для нормального функционирования человеческого организма. 

Другими словами, Ум – наше все. 

Об этом же говорил Будда Шакьямуни двадцать пять веков назад.

Заключение.

Во многом благодаря буддийской мысли и вкладу ее выдающихся представителей научный и духовный миры становятся все ближе друг к другу. 

Такая тенденция не может не радовать, потому что всестороннее развитие человека не представляется возможным без сочетания и того, и другого.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! 

Пусть вашу жизнь наполнит гармония, а тяга к знаниям не иссякнет никогда. 

Поделитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать Истину вместе.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic